1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее Положение об индивидуальной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Слободчиковская основная общеобразовательная школа» (далее – Школа) разработано в целях создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида в процессе обучения и воспитания на уроне начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования.
1.1. Индивидуальная образовательная программа (далее ИОП) – документ, определяющий специфику освоения содержания федерального образовательного стандарта на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума Школы, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, ожиданий родителей с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания. ИОП составляется для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получающих образование в различных формах обучения (очное, индивидуальное обучение на дому, а также индивидуальное обучение на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)).
ИОП направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также детей с соматическими заболеваниями (при условии сохранности интеллектуальной сферы) по образовательным программам определенного уровня образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его заболевания, познавательных потребностей и интересов. Особую актуальность данные программы приобретают в процессе коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми и комплексными нарушениями в развитии.
1.2. Индивидуальная образовательная программа — документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ (инвалидностью) в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования. Индивидуальная образовательная программа разрабатывается для следующих категорий обучающихся:
1) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе дети-инвалиды;
2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения, в том числе дети-инвалиды;
3) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики, в том числе дети-инвалиды.
1.4. Индивидуальная образовательная программа должна обладать следующими характеристиками:
— наличие «индивидуальной составляющей» целевого, содержательного и технологического компонентов, предусматривающей успешность в образовательном процессе и отражающей интересы, возможности и потребности ученика;
— обеспечение реализации права учащегося и его законных представителей на выбор темпа достижения личностно-значимого результата;
— возможность адаптации программы к меняющимся запросам;
Адаптация образовательной программы решает следующие задачи:
•компенсация дефицитов, возникших вследствие специфики развития ребенка;
•минимизация рисков, связанных с организацией и содержанием обучения;
•реализация потребностей ребенка в развитии и адаптации в социуме;
• выполнение государственного заказа на оказание образовательной услуги.
Адаптация образовательной программы включает следующее:
•Анализ и «купирование» содержания;
• Изменение структуры и временных рамок для освоения выбранной предметной области;
• Использование тех или иных форм организации учебной деятельности;
• Использование тех или иных технологических приемов;
• Использование тех или иных дидактических материалов
— ориентация учебно-воспитательного процесса на продуктивность, развитие индивидуальных особенностей учащихся.
1.5. Индивидуальная образовательная программа реализуется через Индивидуальный образовательный план — корректируемая часть Индивидуальной образовательной программы, структурированная программа действий администрации, учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на некотором фиксированном этапе обучения (четверть, триместр, полугодие).
1.6. Данный локальный акт предназначен для работников Школы (административных работников, педагогов, психолога, классных руководителей, логопедов, тьюторов и др. специалистов), ответственных за составление индивидуальной образовательной программы (ИОП) обучающихся.
1.7. Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы предусматривают следующее:
наличие в Школе психолого-медико-педагогического консилиума;
согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной образовательной программе.
1.8. Индивидуальная образовательная программа, разрабатываемая работниками Школы, утверждается директором Школы.
Нормативно-правовой базой проектирования индивидуальных образовательных программ являются Конвенция ООН о правах ребенка, другие международные акты в области защиты прав детей, Закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании», письмо Министерства образования и науки РФ от 16.04.2001 № 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями), письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598, , ФГОС обучающихся с нарушением интеллекта, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599, Областной закон №29-ЗС от 14.11.2013 «Об образовании в Ростовской области», письмо Министерства образования Ростовской области от 01.07.2015г. № 24/3.2-4238/м «О разработке моделей инклюзивного образования»; примерные основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, основные образовательные программы Школы. Указанные нормативные основания позволяют Школе разрабатывать и реализовывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей отдельных категорий обучающихся, в том числе и имеющих ограниченные возможности здоровья.
1.9. ИОП обеспечивает выполнение «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»
1.10. Данное Положение об индивидуальной образовательной программе позволит упорядочить работу педагогических работников посредством четкого разъяснения в его содержании структуры индивидуальной программы, порядка ее разработки, реализации и корректировки.
Детям с ограниченными возможностями здоровья
Адаптивные программы дополнительного образования, секции и кружки
Свяжитесь с нами через форму обратной связи
Меры поддержки
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
2. РАЗРАБОТЧИКИ И УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.5. Классный руководитель разрабатывает и корректирует индивидуальную образовательную программу в соответствии с рекомендациями специалистов; проектирует необходимые структурные составляющие индивидуальной образовательной программы.
2.6. Педагог-психолог предоставляют комплексное изучение психолого-педагогического статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2.7. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе координирует деятельность всех участников образовательного процесса, анализирует требования федерального государственного образовательного стандарта, содержание примерных основных общеобразовательных программ и учебного плана, определяет временные границы реализации индивидуальной образовательной программы.
2.8. Директор несет ответственность за содержание и выполнение индивидуальной образовательной программы.
2.9. Психолого-медико-педагогический консилиум планирует формы работы по реализации разделов индивидуальной программы: индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые, коллективные и другие; определяет критерии эффективности реализации индивидуальной образовательной программы, описание мониторинга коррекционной работы; проектирует необходимые структурные составляющие индивидуальной образовательной программы, выбирает временной отрезок, покрываемый реализацией содержания индивидуальной образовательной программы; корректирует содержание индивидуальной программы, на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в апреле-мае текущего учебного года.
2.10. Родитель обучающегося (законный представитель) вносит предложения в индивидуальную образовательную программу по организации образовательного процесса; предоставляет документы, подтверждающие статус ребенка с ОВЗ.
2.11. Учителя-предметники определяют содержание индивидуальной программы с учетом целевого назначения, требований линейности и концентричности, описывают способы и приемы, посредством которых обучающийся будет осваивать содержание образования.
2.12. Педагог дополнительного образования планирует формы работы по реализации индивидуальной образовательной программы дополнительного образования.